Минфин заявил о подготовке нового механизма контроля за госрасходами

Минфин заявил о подготовке нового механизма контроля за госрасходами

  17 августа     Аналитика,  Минфин

Минфин запланировал проведение собственного аудита бюджетных расходов с привлечением к таким проверкам других министерств и ведомств — с опубликованным проектом постановления правительства, в котором прописан механизм аудита, можно ознакомиться, посетив портал раскрытия нормативных актов.

Аудит расходов можно назвать новым инструментом для российской бюджетной системы. Цель уже запущенных в действие процедур - досконально подтвердить сумму текущих расходов, но в них не предусматрен анализ самих расходных обязательств и их финансирование. И вот теперь ведомство намерено постоянно глубоко и содержательно анализировать возможности оптимизации расходов федерального бюджета; хотя он и был раньше, но его никто этот аудит не регламентировал.

Россия находится на 57-й позиции рейтинга Всемирного экономического форума по эффективности госрасходов. В плане их результативности с ней соседствуют Эстония, Иордания, Кувейт и Пакистан. Повысить эффективность госрасходов, в том числе через аудит, — является одной из главных задач, декларируемых Минфином.

В соответствии с порядком аудита, изложенного в документе, сначала Минфин при участии других ведомств составит список расходов для проверки. Для каждого направления предусмотрено создание отдельной рабочей группы. Чиновникам предстоит заняться разработкой критериев эффективности расходов, учтя при этом специфику отрасли, что, в дальнейшем должно быть согласовано с правительственной комиссией, наблюдающей, как оптимизируются бюджетные расходы.

Как словам руководителя направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александры Суслиной, несмотря на то, что узким специалистам лучше известна специфика расходов в своей сфере, оценки экспертов отличаются большей пристрастностью, а методику необходимо унифицировать. Проблема несопоставимости результатов из-за разных методик перед нами не встанет. К примеру, сложно сформировать единую методику для расходов здравоохранения как отрасли и расходов о информатизации, как сквозного направления.

Министерство не намерено устраивать полную проверку всех расходов бюджета: каждый обзор будет содержать анализ двух отраслей, двух направлений и двух госорганов. По словам пресс-службы Минфина, на аудит всех бюджетных расходов уйдет, как предварительно подсчитали, 6-7 лет.

По словам директора Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, Минфин хочет стать превратиться не контролирующим объектом, а проверяющим, чтобы постоянно держать руку на пульсе, чтобы дополнительно влиять на бюджетный процесс.

Сейчас целевое и эффективное расходование бюджетных средств отслеживается Счетной палатой, контролирующей траты, которые происходят при исполнении бюджета, что сопровождается публикацией оперативных докладов как о госрасходах в целом, так и по конкретным направлениям и госорганам.

По словам Суслиной, увы, у Счетной палаты, практически нет никаких полномочий. Даже при обнаружении несовершенств, фактически она потом никого не наказывает. Возможно, в случае обнаружения растрат Минфином, финансирование будет пересмотрено. В противном случае функции Счетной палаты будут дублироваться.

По словам представителя Счетной палаты, проект Минфина пока не поступил на рассмотрение в ведомство. В Минфине уверны, что новый аудит-механизм госрасходов не станет дублировать работу Счетной палаты.

По мнению директора Института реформирования общественных финансов РАНХиГС Владимира Климанова, предложения Минфина нужно рассмотреть вместе с инициативами, изменяющими роль других ведомств. Понятно, что функционал Счетной палаты будет изменен. Внутренним контролем за техдеталями и целевым расходованием будет заниматься Казначейство. А внимание Счетной палаты будет обращено к более содержательным вопросам, например, стратегические задачи.

После проведения проверки аудиторам предстоит предложить варианты экономии, которые учтутся, когда будет составляться проект федерального бюджета. Как следует из проекта, процедура аудита должна быть открытой и обязательно учитывать результаты, с вовлечением других госорганов.

В целом экспертное сообщество выступает в поддержку идеи дополнительного контроля за отдельными расходными статьями. Как считает Наталья Акиндинова, пристального внимания требует раздел субсидий предприятиям. В сферах образования и здравоохранения много статистических данных, ими характеризуется состояние дел в этих сферах. Дать оценку эффективности господдержки предприятий - задача более сложная. Очень трудно отделить роль бюджетных вливаний от других факторов и рыночных метаморфоз. А дополнительный аудит необходим госзакупкам.

По мнению Владимира Климанова, по итогам аудита возможен пересмотр субсидий госучреждениям, льгот, пособий и прямых выплат гражданам. Уже давно длится дискуссия о том, стоит или не стоит делать их адресными. Минфин уже анонсировал планы по оценке эффективности выпадающих бюджетных доходов из-за налоговых льгот через составление специального перечня налоговых расходов. Если результата не будет, льготы или пересмотрят, или отменят.


Добавить комментарий
Это интересно: