Ловись мошенник большой и маленький

Ловись мошенник большой и маленький

  21 декабря 2015   мошенничество,  соцсети

Сегодня широкое распространение получили селфи – где только и на фоне чего только не стремятся люди запечатлеть себя, любимых! Но порой такого рода способы заявить о себе, равно как и статусы, теги, объявления воспринимаются как «следы» для лиц, занимающихся поисками незадачливых должников, неплательщиков алиментов и пр. И довольно частыми стали случаи, когда благодаря соцсетям, страховщики ловят и мошенников с поличным.

Как и банки, страховыми компаниями тщательно изучаются странички потенциальных клиентов в соцсетях – это один из инструментов, помогающих оценить риски при заключении договора. Благодаря активности пользователя, можно дать оценку его благонадежности как клиента и иногда даже это может повлиять на стоимость страховки.

По словам директора по экономической безопасности и стратегическому бизнесу страховой компании ЭРГО Сергея Баталова, как правило, внимание обращается на те снимки, по которым можно определить степень социальной активности человека, места, посещаемые им, круг его друзей. Эти параметры косвенно помогают в оценке его финансового состояния, образа его жизни. Информация может быть актуальна при страховании жизни или от несчастного случая, ипотечном страховании на крупную сумму. Допустим, человек говорит о своем высоком доходе, а после просмотра его профиля складывается картина иная. Это повод подумать, а объективна ли предоставленная им в страховую компанию информация?

По словам директора департамента юридической поддержки и урегулирования убытков компании «Интач» Марии Размустовой, по профилю пользователя мы определяем,соцсети ответственен ли человек, когда он садится за руль. Эту информацию могут использовать андеррайтеры, она может повлиять на цену.

В компании «МАКС» в комплекс андеррайтинга обязательно входит поиск данных о потенциальном клиенте в Интернете – наряду с проверкой «черных списков» и страховой истории. По словам заместителя генерального директора компании Виктора Алексеева, если человек консультирует, «как отбить страховку», постоянно размещает объявления, связанные с реализацией годных остатков, если у него за плечами были суды со страховщиками, то такого клиента мы на страхование по любому добровольному виду страхования не возьмем.

Информация к размышлению для страховщиков может быть получена не только по содержанию клиентского профиля в популярных соцсетях, но и сам факт, что он присутствует в конкретной социальной сети. По мнению заместителя директора департамента по противодействию мошенничеству компании «ВСК» Андрея Жукова, так, например, в профессиональной сети LinkedIn, зарегистрированы добропорядочные люди, и, вероятнее всего, их можно застраховать без опасений подвохов.

Но более результативно помогает информация из соцсетей компаниям, расследующим страховые случаи, «смахивающие» на мошенничество. По словам Андрея Жукова (ВСК), инвестиции в противодействие мошенничествам – самый эффективный способ повышения рентабельности компании. В перспективе ближайших 2-3 лет преимущество будет за теми, кто смог защитить свой бизнес от финансовой угрозы.

Изучение профиля человека, который заявил вызывающий сомнения страховой случай, помогает страховым компаниям не только сделать определенные выводы, но и выстроить оперативные комбинации.

Полезна для страховщика может оказаться информация про связи человека в соцсетях. Можно установить круг общения мошенника, проверить всех его знакомых и родственников на причастность к ДТП. Службе расследований не раз это помогало в установлении пересекающихся ДТП, схожих повреждениях, изменениях ВИН номеров на одинаковых авто, принадлежащих людям, входящим в круг мошенника. Страховщики также обращают внимание на объявления о продаже поврежденной машины, особенно если страхователем предъявляются завышенные, по мнению компании, счета на оплату ремонта этой же машины.

Страховые компании Европы, в отличие от российских, придают большое значения сведениям, размещенным в соцсетях. В качестве примера можно привести историю, имевшую место в Великобритании. По словам Марии Размустовой (компания «Интач»), владелец дорогой машины написал заявление об угоне и направил его в страховую компанию. На другой день преступнику захотелось удивить свою возлюбленную, и он выложил снимки с собой и угнанной машиной на страничке в соцсети. В итоге незадачливому Ромео не скоро удастся увидеть свою подругу.

В ВСК рассказали, как соцсети помогли в поиске группы лиц, продававших фальшивые полисыдолжники каско, причем на них печать страховой компании была подделана. Несколько месяцев преступники продавали фальшивки не подозревающим подвоха автовладельцам.

Но однажды одного из участников преступной группы опознал потерпевший (оказывается, они обучались в одной школе), в соцсетях нашли снимки сообщников, которых опознали другие потерпевшие. В итоге была вычислена вся группа и материалы переданы в полицию. Страховое расследование ставило целью – показать нанесение существенного ущерба и действия группы, а не отдельных лиц.

Российским союзом автостраховщиков было отчитано о том, что закрыто 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, которые занимались реализацией поддельных полисов ОСАГО.

Все страховые компании отметили, что социальные сети служат только дополнительным источником информации, которая, как правило, служит как не более чем косвенный показатель того, что клиент недобросовестен. В некоторых компаниях — например, в «Ингосстрахе» и «РЕСО-Гарантии», —не пользуются социальными сетями ни при оценке уровня благонадежности клиентов, ни во время расследования страховых случаев, вызывающих подозрение.

Как признали в компании «АльфаСтрахование», такой инструмент имеется, но назвать его основным нельзя, так как вероятность результативного поиска в какой-нибудь соцсети прямых доказательств мошенничества крайне низки. По словам директора департамента страховых выплат компании Александра Харагезова, главная угроза для страховых компаний – это профессиональные мошенники, ведь их жизнь носит, как правило, далекий от публичности характер.


Добавить комментарий
Статьи по теме: