На что идут страховщики, чтобы отказать клиенту в выплате?

На что идут страховщики, чтобы отказать клиенту в выплате?

  26 июля 2015   советы,  страхование

Представители Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) рассказали о любопытных случаях отказов, с которыми столкнулась их организация в ходе исследования прозрачности условий страхования у крупных страховщиков.

Приобрел холодильник – твоя и вина

Клиент решил застраховать своё жильё и имущество (предметы бытовой техники, отделку, элементы конструкции) с указанием в договоре соответствующей описи. Но немного позже ему понадобился холодильник. И все бы ничего, но однажды холодильник загорелся, вызвав пожар. Клиент получил отказ в выплате на основании того, что по договору ему следовало поставить страховщика в известность о том, что изменилась степень риска и перечень застрахованного имущества – в том числе нужно было сказать и о том, что клиент купил холодильник.

Страховать нельзя – и все же застрахуем

Клиент застраховал квартиру в «хрущевке». Однако, как указано в условияхСтраховка договора, на страхование могут быть приняты квартиры в зданиях, которые построены после 1980 года, а клиент, приобретая полис, не ознакомился со всеми условиями. О них он узнал потом – когда наступил страховой случай, а ему не было ничего выплачено.

Этот случай, увы, не единичен. По словам председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, порой страховщики, к примеру, продают страховые полиса инвалидам, хотя в правилах страхования четко прописано, что люди с ограниченными возможностями не страхуются – это запрещено.

Перелом – не относится к страховым случаям

Гражданин, уже вышедший на пенсию, приобрел полис медицинского страхования на время своего нахождения за рубежом. Но однажды прогуливаясь, мужчина упал, сломав шейку бедра. В больнице ему была сделана операция по эндопротезированию с соблюдением всех формальностей, связанных с извещением страховщиков. Но когда гражданин обратился за выплатами, ему были возмещены только услуги скорой помощи, расходы, связанные с его пребыванием в больнице и транспортировкой домой. Страховая компания отказалась компенсировать расходы на операцию, ссылаясь на пункт в договоре, где говорится, что обращение за медпомощью в связи с эндопротезированием – не относится к страховым случаям.

Другой случай

Женщина находилась в отпуске, когда начались сильные боли в животе и потребовалась медпомощь. Врачи проведи обследования и установили диагноз «гастрит», а за медицинские услуги нужно было заплатить порядка 3,5 тыс. долл. Страховщик отказался оплачивать расходы со ссылкой на то, что прежде женщина уже обращалась к врачам с жалобами на такие же боли – это указано в ее медицинской карте. А в договоре страхования написано, что заболевания, существовавшие у застрахованного лица на момент приобретения полиса – независимо от того, в курсе ли был клиент о том, что они есть или нет – страховка не покрывает.

В одной российской крупной страховой компании к нестраховым отнесены случаи осложнения со здоровьем, ставшие результатом беременности и родов.

Спасение застрахованных – дело их же рук

Владелец машины оформил каско. Но в поездке случилось возгорание ввиду проблем с электрикой. Водитель покинул машину и отошел на расстояние – тут, по всей видимости, сказалось присутствие инстинкта самосохранения. Как результат, в выплате ему отказали, потому что собственник, по договору, обязан предпринимать разумные меры, призванные спасти его имущество.

Это прозвучит банально, но всегда важно очень пристально, даже с пристрастием, знакомиться с пунктами страхового договора – все лазейки для страховой компании там присутствуют. Естественно, что с первого раза вникнуть в смысл многих витиевато составленных формулировок будет проблематично. Как раз на это и рассчитывает компания – клиент не захочет дочитывать договор до конца и поставит свою подпись. Но придется разочароваться, иных вариантов, кроме перечитывания туманных формулировок по нескольку раз – нет.

Стоит с особым вниманием отнестись к опорным пунктам договора.

  • Если вы страхуете жильё обратите внимание на срок, в течение которого владельцу следует поставить страховщика в известность о том, что наступил страховой случай;
  • на присутствие оговорок про период строительства объекта или о степени его износа;
  • на случаи, которые исключены из страхового покрытия – допустим, покроет ли страховка ущерб от залива, при нахождении квартиры на последнем этаже, или, если случай наступил в результате того, что поломалась стиральная машина.
  • Если вы покупаете страховку для выезда за границу, ознакомьтесь с перечнем страховых случаев (если вы уезжаете в экзотическую страну, в страховку в обязательном порядке должно быть включен пункт о лечении при укусах ядовитых насекомых);
  • со случаями, не попадающими под страховку; с причинами отказа страховщика компенсировать расходы; с порядком извещения страховой компании о том, что наступил страховой случай; на какие страны распространяется действие страховки.
  • Если вы страхуете жизнь и здоровье, то сперва ознакомьтесь с перечнем того, что не входит в зону страховой ответственности (например, можно остаться без выплат, когда вы занимались спортом, но получили травму; страховщик может отказать в возмещении, если застрахованное лицо перед инцидентом немного выпил; уточните, сказывается ли на решение о выплате срок лечения (бывает так, когда страховку не выплачивают, если на лечение ушло меньше 21 дня); узнайте об ограничениях по территории действия страховки.

На стесняйтесь. Судитесь.

Если перечисленные выше советы все же вам не пригодились, так как вам уже отказали в выплате, то обращайтесь в суд. Дело в том, что страховая деятельность – это один из видов услуг, которые регулируются законом о защите прав потребителей. Застраховавшийся клиент вправе подать иск в суд по месту жительства и не оплачивать государственную пошлину при обращении в судебную инстанцию. Наряду с этим, он вправе потребовать, чтобы ему возместили моральный вред, а по некоторым видам страхования, для которых размер неустойки при просрочке не определен, ему должны еще и выплатить неустойку, размер которой составляет 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки.


Добавить комментарий
Статьи по теме: