На долю онлайн-страхования приходится пока мало, но она показывает быстрый и уверенный рост

На долю онлайн-страхования приходится пока мало, но она показывает быстрый и уверенный рост

  25 июля 2015   страхование

Новый тренд развития отечественного бизнеса сегодня тесно связан с диджитализацией, или переходом к цифровым технологиям. Если говорить про масштаб и вовлеченность граждан в этот процесс, то конкурентом ему может быть только популярный какое-то время назад лозунг про электрификацию всей страны. Стремление к общению, получению информации здесь и сейчас неизбежно приближает нас к новой эре цифрового мира.

Для обычных граждан термин «диджитализация» означает, что жизненный темп в очередной раз совершил скачок. Автоматизация процессов привела к тому, что решение множества дел требует меньше времени и минимум усилий. Для бизнеса это, в первую очередь, оптимизация: снижение затрат, рост качества продукции и объемов производства. Тем более что благодаря экономическому кризису, усилилась чувствительность клиентов к стоимости услуг и продуктов. Со стороны большинства банков, авиакомпаний, автодилеров, страховых компаний предоставляются специальные условия, возможность участвовать в стимулирующих акциях и решения, если клиент приобретает продукт онлайн.

В Великобритании, стране со зрелым страховым рынком, уже более 25% населения использует прямое страхование, если они покупают продукты автострахования (КАСКО), а если учесть все страховые продукты, на долю интернет- и прямых каналов продаж приходится более 30%. Преимущественно, целевая аудитория прямых продаж состоит из частных клиентов и представителей МСБ.

В нашей стране страхование онлайн осуществляется через интернет или с использованием телефона, почтовых рассылок, SMS-сообщений. Сделки проводят либо через страховщиков, либо прямыми продажами его партнерами, допустим, агрегаторами, производящими расчет по компаниям и предлагающих лучший тариф страхования. Проникновение онлайн-страхования составляет примерно 5-10%.

По информации RAEX («Эксперт РА») на начало текущего года, на рынке количество компаний, которые работают в направлении прямого страхования, было не выше 40. Но рост этого направления в страховании стал опережать рост рынка.

Наблюдается рост роли интернета не только в продажах, но и в сопровожденииСтрахование клиентов. Тем более, что Минкомсвязи обещало, что к 2018 году 80% жителям страны будет предоставлен широкополосной (высокоскоростной) доступ в интернет. Вполне вероятно, что по прошествии 2-3 лет о диджитализации бизнеса мы будем говорить, как об основном инструменте конкурентной борьбы за клиентов в сфере страхования. Уже сегодня на сайтах крупных страховых компаний есть возможность «сборки» продукта из необходимых клиенту рисков – своего рода конструктор. Причем, чтобы получить полис, клиент не должен ехать в офис – полис будет храниться непосредственно в телефоне.

Катализаторами в трансформации страхования станут мобильные технологии. Опции смартфонов вкупе с тем, что доступно телематике, позволят сделать автоматизированными процедуры заключения и обслуживания договоров, это снизит долю ручных вмешательств и волокиты с бумагами. Широкое распространение телематики приведет к тому, что страховые компании будут осуществлять расчеты стоимости КАСКО в индивидуальном порядке, для каждого конкретного клиента, пользуясь ранее недоступными для расчета параметрами – территорией, пробегом, частотой использования машины. На особом месте окажутся программы, оценивающие поведение водителя – сбор информации из соцсетей, возможность отследить статистику о поведении клиента, машине, а также ситуации на дороге. Благодаря всему этому, клиентам можно будет пользоваться более справедливыми тарифами.

Изменения коснутся и коммуникации между страховщиками и клиентами, будет откорректированы бизнес-модели страховщиков. Каждый этап страховой сделки – здесь речь идет о продуктах, платежах, дистрибуции, андеррайтинге, сопровождении договоров, благодаря цифровым инновациям приобретет совершенно другие формы.

Диджитал-трансформация на каждом этапе реализации услуги – это, в первую очередь, огромные инвестиции. Носящие постоянный характер. Ведь мы говорим не про удобный и привлекательный сайт компании или современный контакт-центр, а про смену парадигмы ИТ-архитектуры, структуры всего бизнеса компании, линейки продуктов. Для того, чтобы реализовать некоторые проекты, необходимо модернизировать всю ИТ-платформу компании, обучить штат. К таким масштабным изменениям готовы далеко не все страховые компании. Допустим, чтобы реализовать информационный портал для HR-специалистов, обеспечивший другой компании возможность дополнительного коммуникативного канала с корпоративными клиентами, пришлось пойти по пути эволюции. Запуск первой версии портала был осуществлен в 2006 году, сегодня через него каждый день совершается более 2 тысяч операций, обслуживается порядка 70% всего объема портфеля добровольного медстрахования компании.

Негативно на развитие электронного страхования сказывается недоверие потребителей, тем самым сдерживая его. Сегодня бронирование в интернете отеля, авиа- и железнодорожного билета стала нормой для многих граждан, и это хорошо, но про покупку электронного полиса на сайте страховщика или с использованием мобильного приложения этого не скажешь. Но всему в жизни свойственны быстрые изменения. И в этом своя роль отведена факторам экономии времени – оперативность в оформлении, отсутствие очереди и личного визита в офис.

Вместе с тем, купив один-два раза полис в офисе страховой компании, клиенты уже с большей охотой относятся к возможности купить его онлайн.

А это означает неизбежное развитие страхового рынка в направлении создания комфортной экосистемы виртуального пространства для клиентов.


Добавить комментарий
Статьи по теме: