Оформление электронного ОСАГО

Оформление электронного ОСАГО

Одним из основных нововведений в законодательство об ОСАГО стало предоставление возможности оформить полис в электронном виде. Электронный полис ОСАГО – это документ, оформленный в электронном виде, имеющий такую же значимость, как и полис, оформленный на бумаге. Основной задачей такого полиса является обеспечить доступность по продажам в субъектах РФ и снизить навязывание услуг дополнительного характера страховщиками. Места и способы оформления электронного ОСАГО рассмотрим ниже.

В период с 1 июля 2015 года по 1 октября 2015 года возможность пролонгировать действующий полис ОСАГО, оформленный в электронном виде, предоставляла только своя страховая компания. Но, начиная с 1 октября 2015 года, у физических лиц появилась возможность оформления полиса ОСАГО в любой компании, которой предоставлена данная услуга. В проекте реализации электронных полисов ОСАГО участвуют 27 компаний, но продажи осуществляются только тринадцатью страховыми компаниями. Информация основана на данных Российского союза автомобилистов.

Как в теории оформляется электронный полис

Чтобы оформить электронный полис (регламентируется указанием ЦБ РФ № 3648-У), клиенту нужно иметь регистрацию в личном кабинете на официальном сайте страховщика. Страховщиком должна быть произведена идентификация клиента и проверка указанных данных на соответствие тех сведений, которые содержит автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС ОСАГО). Алгоритм проверки данных и выдачи ключа электронной подписи выглядит следующим образом:

  1. Непосредственно на самом сайте страховщика. Регистрируясь, клиент долженстрахование заполнить следующие поля: фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность, контактные данные – номер мобильного телефона и email. В случае удачной идентификации сведений, которые Вы предоставили, и данных АИС ОСАГО, на номер мобильного телефона или email Вы получите сообщение, которое будет содержать код, это и будет ключ электронной подписи (данная процедура имеет стандартный характер при регистрации на сайте). При возникновении проблем по идентификации данных в регистрации Вам будет отказано. В этом случае Вы сможете обратиться непосредственно в страховую компанию.
  2. Посетить офис страховщика. Все вышеуказанные действия Вы сможете выполнить непосредственно и в офисе выбранного Вами страховщика.

Возможен вариант избежать данной процедуры, а именно использование ключа электронной подписи, чтобы войти на сайт страховщика. Данный ключ выдается в рамках АИС.

Как только клиент получил доступ к сайту страховщика, он должен заполнить заявление, опираясь на данные, указанные в нем, в электронном виде. Все параметры в электронной форме заявления аналогичны параметрам заявления в бумажном виде. При использовании простой электронной подписи, которую заявитель получил от страховщика, подтверждаются данные клиентом. Следующим шагом является регистрация заявления в информационной системе, затем направляется запрос в АИС ОСАГО с целью проверить предоставленные данные.

При положительном результате проверки клиенту предоставляется информация о страховой сумме взноса, сроках и способах ее оплаты. Электронный полис направляется на электронную почту клиенту. Как только сумма взноса будет оплачена клиентом, данные об оплате направляют в автоматизированную информационную систему ОСАГО с целью регистрации и присвоении уникального номера.

Как только страховщик получает номер, он начинает формировать полис ОСАГО в электронном виде. Далее полис направляется на электронную почту страхователю, а также вся информация размещается в личном кабинете клиента. Информацию о реквизитах полиса направляют в виде сообщения на номер мобильного телефона. Транспортное средство не подлежит осмотру со стороны страховщика, если полис оформлен в электронном виде. Страхователь сам распечатывает полис ОСАГО на листе формата А4 и предъявляет в случае необходимости сотрудникам ГИБДД.

В случае, если налицо несовпадение данных, которые указаны в электронном заявлении и данных, которые содержатся в автоматизированной информационной системе ОСАГО, заключение полиса в электронном виде невозможно (Правила ОСАГО). Клиент получает от страховщика мотивированный отказ по этому вопросу в виде сообщения на электронную почту.

Оформление электронного полиса на практике

Одной из основных проблем, с которой могут столкнуться страхователи, оформляя электронный полис - расхождение данных по перечню страховых компаний, указанных на официальном ресурсе Российского союза автостраховщиков и компаний, указанных в его новостных релизах. По данным на 2 октября 2015 года сайт РСА обладает данными по 11 страховым компаниям, в то время как по информации из сообщений следует, что таких страховых компаний 13. К тому же есть расхождения по спискам.

Согласно информации по состоянию на 1 октября число страховых компаний, которым на практике удалось реализовать возможность оформить электронный полис ОСАГО, невелико. Только 4 компании – «Росгосстрах», «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантии» и «Тинькофф Страхование» - предлагают эту опцию и доводят момент оплаты полиса до конца.

Информация подготавливалась с учетом данных по Московскому региону, где особых проблем не возникало с покупкой полиса, но в других регионах картина может быть неполис такой радужной. «Ренессанс Страхование» и «Тинькофф Страхование» предлагают оформление полиса только для столицы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сервис по предоставлению информации по покупке электронного ОСАГО у некоторых страховщиков размещен неоднозначно. Поэтому у клиентов возникают недоумения по поводу возможности оформления полиса в электронном виде. Как показала практика, ни один страховщик не обладает возможностью идентифицировать при помощи ключа, который выдает единая система идентификации и аутентификации.

Практически нет различий в процедуре оформления электронного полиса ОСАГО и алгоритма, предложенного в указании Банка России. Сначала вносится вся необходимая информация, требуемая для оформления полиса: данные о владельце машины (данные паспорта), данные о ТС (сюда включается информация, касающаяся марки/модели, года выпуска, мощности двигателя, идентификационного номера транспортного средства, данных паспорта транспортного средства и т.д.), информация о гражданах, которые допущены к управлению.

В дополнение к вышеперечисленной информации может быть сделан запрос на информацию, не имеющую никакого влияние на стоимость полиса. Некоторые страховые компании не обладают возможностью о вводе данных, которые подтверждают регистрацию ТС, за исключением паспорта транспортного средства. По информации предоставленных данных осуществляют первичную проверку в АИС РСА (проверяется также наличие диагностической карты). Вероятность допустить ошибку при вводе необходимо свести к минимуму, поскольку это может привести к таким последствиям, как отказ в заключении электронного полиса ввиду несоответствия данных, которые имеются в базе РСА.

При успешном исходе проверки клиент на свой электронный адрес или мобильный телефон получает код электронной подписи. Этот код необходим чтобы завершить создание личного кабинета.

Личный кабинет будет содержать все данные, необходимые для заявки на страхование. Эти данные были указаны ранее. Останется лишь выполнить действия завершающегося характера, такие, как дополнение анкеты недостающими данными и выбор способа оформить полис – либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Если Вы выбираете электронный способ, в этом случае повторной проверки в базе РСА не избежать. В случае обнаружения ошибки по итогам проверки, в то время, как Вы абсолютно уверены в достоверности представленных данных, возможно, произошел технический сбой, и есть смысл повторить попытку ввода. Такие случаи имели место быть на практике.

Как правило, в случае отказа причины, по которым произошел отказ, не объясняются, ответ лишь содержит стандартную формулировку: «представленные Вами в заявлении о страховании данные не совпадают с данными автоматизированной информационной системы ОСАГО РСА». Информация о несоответствии данных не предоставляется. Кроме того, ситуация не проясняется сотрудниками страховой компании, Вам лишь может быть предложено оформление полиса на бумаге.

Справедливости ради стоит заметить, что оформление электронного полиса ОСАГО - это, прежде всего, удобно. Вы значительно экономите свои время и нервы, не бегая в поисках офиса, не договариваетесь о встречах и т.д. Вероятность покупки поддельного полиса сводится к нулю. Участие посредников в данном случае исключено. Данное правило регулируется на законодательном уровне. Вам потребуется лишь доступ в Интернет и доступ к распечатке на принтере. Минус заключается в том, что спектр компаний, предлагающих данную услугу, невелик, а также возможны сбои технического характера в информационных системах.


Добавить комментарий
Статьи по теме: