Персонал нелоялен? Страхуйтесь!

Персонал нелоялен? Страхуйтесь!

  24 ноября 2015   страхование

Если компания застрахована, она сможет избежать неожиданного удара в спину со стороны нелояльного сотрудника.

В России немногие компании покупают полис страхования от нелояльности персонала, ввиду того, что они попросту не знают, что такие программы защиты есть или по ошибке считают, что их риски защитит полис страхования имущества.

На отечественном рынке страхование от нелояльного персонала только начинает зарождаться и пока эти полисы буквально можно пересчитать по пальцам. Однако, то, что этот продукт необходим, уже очевидно.

Как следует из Российского обзора экономических преступлений за прошлый год, который был подготовлен компанией PricewaterhouseCoopers, 60% респондентов из числа руководства разных компаний заявили, что за последние два года их бизнесу был нанесен удар преступлениями чисто экономического характера. Генеральные директора (62%) обеспокоены проблемами, связаны со взяточничеством и коррупцией. 67% сказали, что, как минимум раз в год их компании сталкиваются с мошенничеством.

Размер ущерба - один из главных вопросов, которые всегда появляются при совершении экономических преступлений. В прошлом году жертвами преступлений экономического характера стали 32 компании, столкнувшиеся с прямыми финансовыми потерями в объемах, превышающих $1 млн.

Поскольку ситуация в экономике крайне нестабильна, эти потери могут оказать негативное влияние на финансовый результат деятельности компаний. И это всегда сопряжено не только с фактором неожиданности, но и неприятно само по себе в том числе и потому, что к мошенничеству причастны «родные» сотрудники.

Нанимая кого-то на работу, компания знакомится с его резюме, рекомендациями с рынка, заглядывает на странички потенциального работника в соцсетях, устраивает собеседование. Потом сотрудник направляется в службу безопасности - там его дополнительно изучают по разного рода сведениям о претенденте и принимают окончательное решение, брать человека в штат компании или отказать в работе. В итоге, наряду с оценкой профессиональных качеств, компания защищается от возможных рисков мошенничеств.

Как выглядит типичный мошенник?

Если заглянуть в тот же Российский обзор экономических преступлений за 2014 год от PwC, 82% случаев приходится на мужчину 31-40 лет, работающего в компании дольше 3-х лет менеджером среднего звена (46%) или в высшем руководстве (36%). А это в первую очередь говорит о том, что те. кто уже долго работают в одной компании и, как правило, считаются лояльно настроенными к компании, как раз и входят в группу риска. Им отлично известныперсонал внутренние процедуры и процессы, они изучили людей, осуществляющих контроль над той или иной областью, они способны придумать такие мошеннические схемы, обнаружить которые будет проблематично. К тому же важно помнить, что сотрудникам свойственно объединяться в группы, чтобы их преступные действия как можно дольше были скрыты от посторонних.

В современных российских реалиях, когда сотрудники с одной стороны, испытывают на себе спад в экономике, выражаемый в сокращениях персонала, задержках в выплате зарплаты, а с другой - они обременены кредитами и необходимостью их содержания, фактор внешнего давления приобретает более большую очевидность. Зная, по какому принципу работает его компания, сотрудник начинает думать о том, как украсть, считая, что это единственный способ выжить в данной ситуации. Вместе с тем, часто он верит, что за свои действия его или никто не накажет, или работодатель его простит. По прошествии времени, если преступление так и осталось нераскрытым, у сотрудника притупляется чувство страха и появляется желание украсть еще больше.

Сегодня практически все компании стараются много инвестировать в собственные службы безопасности, действительно эффективно помогающие в раскрытии внутренних мошенничеств. К тому же российскими компаниями внедряются разные практики стран Запада, например, в виде горячих линий для анонимных сообщений о преступлениях, совершаемых внутри компании, регулярных внутренних и внешних аудитах. К сожалению, далеко не всегда удается выявить или пресечь мошенничество, и вернуть украденное.

Что именно входит в страхование по «полису от нелояльности»?

Баланс компании от непредвиденных трат можно защитить страхованием, а точнее, специальным страховым полисом для защиты от нелояльности персонала. Компании, имеющей такой полис, могут быть возмещены финансовые убытки, понесенные ею в результате мошенничества её работников.

На рынке России этот продукт предоставляют многие крупные страховые компании. В условиях страхования практически нет никаких отличий, поскольку они составлялись по западным вордингам, адаптированным к российским реалиям.

По полису можно застраховать основные риски в виде: утраты, гибели, повреждения или недостачи имущества компании; подделки и сокрытия документов в целях обогащения; повреждения и компрометации информации, хранящейся в электронном виде (возмещение расходов, связанных с заменой поврежденного программного обеспечения, данных и файлов).

Страховой полис относится ко всему движимому имуществу и деньгам в любой форме, в том числе и размещенным на счетах в банках.

В таком полисе понятие «работник» очень расширено. В него входит сотрудники, работающие по трудовому договору, лица, работающие по гражданско-правовому договору, стажеры, практиканты, ученики.

По страховому полису убытки могут быть возмещены не только самой компании от действий ее сотрудников, он может компенсировать убытки, которые сотрудники компании причинили третьим лицам. Яркий пример - кражи, совершаемые работниками у постояльцев отелей. Наряду с этим, по такому страховому полису можно получить компенсацию по подтвержденным целесообразным расходам на защиту интересов компании в суде и расходам, связанным с оценкой убытков и сопровождением юристов. Стоит знать, что возможно покрытие не только финансовых убытков от кражи сотрудников, но и потенциального репутационного ущерба.

Очень часто происходит так, что договором страхования от нелояльности персонала покрываются убытки, которые понесла компания от действий, совершенных третьими лицами (не работающими в ней), вступивших в преступный сговор с ее работниками.нелояльность

Преимущественно, исключения по этому полису относятся к убыткам, о которых компания знала еще до заключения договора страхования; убытки, появившиеся во время действия страхового договора, но выявленные после окончания его срока; убытки косвенного характера, которые также понесла компания или пострадавшее третье лицо, в т.ч. упущенная выгода, проценты, неустойки по договору, штрафы административного характера.

Если набрать в поисковой системе сочетание: «сотрудник украл», можно увидеть множество самых разных событий, которые относятся как рз к страховым случаям по полису страхования от нелояльности сотрудников. Вот один из таких примеров.

В 2010 году работниками крупного металлургического концерна был похищен платиновый концентрат (всего 340 кг), стоимостью примерно 172 млн рублей. В 2014 году проверка дилерской сети крупной отечественной автокомпании выявила недостачу свыше 6,5 тыс. машин. Расследуется также и хищение металла при поставках. Общий объем ущерба оценен в 1,5 млрд рублей. Проверки продолжаются и сегодня – сумма ущерба может оказаться куда большей.

Или такой пример: октябрь 2015 года: на протяжении нескольких месяцев водителем, охранником, слесарем и другими работниками с работы выносились тосол, тосол и сырье, требующееся при изготовлении тары. Полиция подозревала 7 человек - коллег, сотрудников компании, специализирующейся на изготовлении упаковочных материалов. Общий объем похищенного — 2 млн рублей.

Если бы вышеуказанные предприятия имели полис страхования от нелояльности сотрудников, они могли бы получить страховое возмещение.

Этот страховой полис должен обязательно быть как у крупного предприятия, так и у малого и среднего бизнеса, так как риск мошенничества со стороны сотрудников всегда есть и будет. Единственное, в чем есть разница – в размере страховой премии, которую уплачивает предприятие.

Попробуем понять, что может повлиять на страховую премию и какие сведения требуются от страховщика?

Чтобы заключить договор страхования, страховщик должен иметь заполненное заявление на страхование с указанием:

  • описания деятельности компании и годовой выручки; эти данные помогут страховщику сориентироваться в масштабе и бизнес-процессах компании и понять, какие области грозят большими рисками. Это риски физической кражи производимого или хранимого имущества, кражи денег со счетов или фальсификации документов, кражи электронных данных;
  • количества локаций; чем больше локаций у предприятия, тем выше риск слабого контроля за сотрудниками;
  • количества сотрудников. Чем больше штат, тем выше вероятность того. что наступит страховое событие;
  • наличия и качества внутренних процедур контроля.

Размер страховой премии может быть скорректирован в зависимости от того, каковы параметры страхового покрытия. Заинтересованы ли вы в покрытии убытков, причиненных со стороны третьих лиц, какой размер франшизы вас устроит (сумма убытка, остающаяся на удержании предприятия и не возмещаемая страховщиком), нужно ли вам ограничить количество застрахованных локаций.

Важно все-таки обратить внимание на то, какой размер страховой премии вам предлагается. Если вы располагаете несколькими рыночными предложениями и одно из них ощутимо дешевле остальных, то вполне вероятно, вам будет предложен скудный набор событий, подлежащих страхованию.

Важно отдавать отчет, что риски нелояльности персонала стандартный полис страхования имущества не защищает. Согласно общим правилам страхования имущества от всех рисков возмещение не распространяется на убытки, которые прямо или косвенно имеют отношение к умышленным действиям работников страхователя или лиц, считающихся его сотрудниками. Поэтому, если вы хотите иметь полную защиту для своей компании от противоправных действий персонала и третьих лиц, нужно подумать о покупке страхового полиса от нелояльности персонала.


Добавить комментарий
Статьи по теме: