Бегство капиталов из Швейцарии

Бегство капиталов из Швейцарии

Массовый характер пока не свойственен выходу китайского капитала из банков Швейцарии. Но, судя по "первым ласточкам", надежность таких понятий, как «банковская тайна», «безопасность» и «сохранность средств» сегодня оказалась под угрозой, а, значит, что исход получит продолжение.

1/4 мирового богатства (10 трлн долларов США) находится на хранении в швейцарских банках. Но после того, как Швейцария присоединилась к антироссийским санкциям, она утратила свой нейтральный статус — в том числе, относительно стран, отношения которых с США и ЕС проблематичны.

Как оценивает Financial Times, швейцарскими властями заморожены активы россиян на сумму 17,5 млрд швейцарских франков, а это порядка 40% от всего объема российских денег в Швейцарии. Теперь настал через китайских капиталов.

Пекин явно чувствует это, и уже появились сведения о том, что китайцы потихоньку приступили к выводу денег из считавшихся еще недавно надежными швейцарских банков. Больше они небезопасны для хранения средств, и определенная доля финансовых потоков уже начала перетекать в Азию, в частности, в Сингапур.

Присоединение к санкциям против России является далеко не первым шагом со стороны Швейцарии, решившей в очередной раз нарушить принципы нейтралитета. И это страна, некогда считавшаяся безупречной в части беспристрастности и соблюдения банковской тайны. Стоит напомнить, что в 2009 году Швейцария передала в США была данные, относящиеся к нескольким американским налогоплательщикам и банку UBS.

В 2013 году началось действие закона "О международной административной помощи по налоговым делам", относящегося к зарубежным (в первую очередь американским) налогоплательщикам, которые вызывали вопросы у американской Фемиды в плане неуплаты ими налогов в США.

На сегодняшний день банковская тайна в Швейцарии хранится на уровне закона. Ею по-прежнему предусматривается ответственность (включая уголовная) за разглашение сведений о владельцах счетов и наличии/движении средств по их счетам.

Тем не менее, по словам доцента кафедры "Мировые финансовые рынки и финтех" РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяны Белянчиковой, это уже не та самая "великая и безусловная" банковская тайна, в прошлом сделавшая имя банкам Швейцарии.

Если же говорить о политическом нейтралитете Швейцарии, то тут все куда серьезнее. Судя по событиям, произошедшим за последний год, он утрачен. Страна выступила за присоединение к большинству антироссийских санкций, и опасения клиентов швейцарских банков из Китая на этом фоне вполне обоснованы.

И поддержка России китайским бизнесом и властями тут не при чем. Дело в том, что если появятся противоречия между Китаем и США в других спорных направлениях при нынешнем политическом курсе Швейцарии, счета китайских владельцев могут оказаться заблокированы, что мы видели на примере российских резервов и средств частных клиентов. А повторять чужие ошибки не входит в намерения Китая.

Прецедент может произойти в любой момент. Вторичные санкции уже в отношении компаний и инвесторов Китая могут запустить, обвинив их в том, что они помогают обходить санкционные ограничения. Китайцы традиционно активно пользуются финансовой инфраструктурой Швейцарии, храня там средства и вкладывая их в различные проекты в дальнейшем.

К тому же некоторые китайские компании использует Швейцарию для выхода на IPO там, а не в Америке из-за все той же политической напряженности между странами. Так, к примеру, в 2022 году на швейцарской бирже девятью китайскими компаниями было привлечено 3,2 млрд долларов США.

По словам научного сотрудника Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Ивана Ермохина, пока про массовый уход клиентов из Китая речь не идет, но вполне возможно, что ситуация негативно повлияет на швейцарскую банковскую сферу.

Китайские клиенты из числа самых умных и осторожных заранее не питают иллюзий и насчет самих швейцарских банков – таково мнение доцента Института мировой экономики и права РУДН Владимира Григорьева. Процесс будет наращивать свою интенсивность по мере того, как будут ухудшаться отношения между Китаем и Западом.

Наряду с Россией и Китаем, есть и другие важные для швейцарских банков регионы — Ближний Восток, Юго-Восточная Азия (за исключением Индии и Китая), Индия, страны Латинской Америки. Подавляющая часть стран из этих регионов не присоединились к санкциям против России. Более того, многие из них продолжают работать над расширением экономического и политического сотрудничества с Россией. Разумеется, что на самые активные страны будет оказываться столь же значимое давление со стороны Запада. Это распространится и на активы в банках Швейцарии.

И если утрачены такие важные составляющие, как конфиденциальность и сохранности капитала в Швейцарии, то ведет это к обрушению главного — деловой репутации, в результате чего неизбежно придется столкнуться с дальнейшим оттоком клиентов практически из каждого вышеперечисленного региона.

Понятно, что вряд ли отток будет носить обвальный характер. Но на традиционном для Швейцарии поле начнется конкуренция других направлений, в первую очередь это относится к Китаю и Ближнему Востоку. К тому же, Дубай, Шанхай, Гонконг и Шэньчжэнь на протяжении уже многих лет входят в топ-10 мировых финансовых центров. Поэтому часть капиталов перетечет именно туда.

Швейцария очень зависима от США и Евросоюза, поэтому она не может дать никаких гарантий странам, конфликтующим или напряженно относящимся с Западом. А банки Швейцарии размещают средства своих клиентов преимущественно в долларах США, а не в собственной валюте, что ведет к усилению этой зависимости.

Понятно, что в новых центрах притяжения крупного капитала пока не могут обеспечить клиентам высококачественного сервиса и таких же услуг, как в Швейцарии. Чтобы достичь такого уровня, нужно немало времени. Но сегодня мы имеем дело с тем самым случаем, когда приоритет отдается сохранности денег, а не опыту, традициям и первоклассному сервису.


Добавить комментарий

Это интересно: