И полмира мало

И полмира мало

Россия проявляет высокий интерес к широкому использованию юаня в расчетах не только с самим Китаем, но и со странами Латинской Америки, Азии и Африки.

Всего лишь год назад в российском экспорте России юань занимал не более 0,5%, а сейчас на него приходится уже 16%. Увеличение доли юаня в импорте за этот же период составило 19% (с 4% до 23%). Как зафиксировала международная платежная система SWIFT, в августе 2022 года Россия стала третьей страной в мире в части объемов платежей в валюте Китая за пределами этой страны.

Торговля в юанях с Пекином наращивается и вышеупомянутыми регионами, активно взаимодействующими с Китаем в торговом сотрудничестве, и по разным причинам заинтересованными в снижении доли доллара во обороте внешней торговли. И отчасти именно юань может его заменить — даже если это не сделки с КНР.

Как сказал доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Марков, эту инициативу можно отнести ко вполне реально реализуемым в современных политико-экономических условиях. Многими странами в рамках международной инициативы Китая "Один пояс — один путь" уже проводятся расчеты в китайской валюте. И в этом плане взаимодействие с Москвой в юанях не приведет к техническим и экономическим сложностям.

К тому же многие страны тайно или явно не поддерживают политику США, в том числе в сфере экономики. И сейчас они заняты поисками альтернативы доллару, как для проведения расчетов, так и для вложения своих резервов. Поэтому юань, являясь валютой страны, занимающей одну из ключевых позиций в мировой экономике, имеет все шансы вытеснить «американца» в этих вопросах.

Что интересно, Азия и Африка, традиционно более близкие к Китаю и больше с ним связанные, проявляют и в этом вопросе высокую активность. Тогда как Латинская Америка, на которую политически и экономически Америка влияет очень сильно, реагируют более осторожно.

Конечно, Латинская Америка в лице Бразилии и Аргентины также декларирует настрой на постепенное снижение зависимости от доллара. Они заинтересованы не просто в осуществлении международных торговых расчетов в национальных валютах, а в создании собственной единой валюты для ее свободного обращения между странами региона.

Тут уместно вспомнить о всплывшем недавно бразильско-аргентинском проекте "сур" (от испанского sur — юг). По задумке, в перспективе сур превратится в общий для стран МЕРКОСУР (Венесуэла, Парагвай, Бразилия, Уругвай и Аргентина). Если эту инициативу удастся успешно реализовать, на новый валютный блок в мировом ВВП придется порядка 5%.

К тому же, по словам эксперта экономического факультета РУДН Елены Егорычевой, правительства на местах опасаются, что из-за перехода на торговлю в юане усилится региональная роль Китая. Поэтому в ближайшей перспективе будет сохранено большинство трансграничных расчетов в американской валюте.

Как показали итоги прошлого года, доля юаня в мировом товарообороте чуть превысила 2%. И это несмотря на то, что активно развивалась и росла национальная экономика и ее ведущие позиции в части мирового товарооборота. Несмотря на разговоры о дедолларизации, лидерство пока удерживает доллар — 42% всех международных расчетов. Евро занимает 37%, фунт стерлингов — 6%, а японская иена — 3%.

В действительности, по мнению заведующей кафедрой экономики и финансов ФЭСН РАНХиГС Аллы Дворецкой, все зависит от того, для чего та или иная страна работает с чужой валютой. Доля торговли между Россией и Китаем в нацвалютах уже составляет примерно половину оборота, а доля валют недружественных стран показывает снижение до уровня менее 50%. И это говорит о том, что изменились контуры внешней торговли, а экономические связи переориентировались на Китай.

В том, что расширилось использование юаня во внешнеторговых потоках на территории Евразии, выглядит логичным изменением, но пока еще слишком рано думать, что расчеты между Россией и странами Азии, Африки и Латинской Америки сугубо в юанях получат широкое распространение.

Для продажи в эти страны товаров за юани, нужно, чтобы они имели эти юани от торговли с Китаем. Большинство же по-прежнему делают выбор в пользу долларов или евро, так как это возможность покупать товары в любых странах мира. Несмотря на то, что по факту юань уже является резервной валютой, его доля в мировой торговле пока не увеличивается так, как хотелось бы.

Для стран Латинской Америки расчеты и с Россией в долларах и евро остаются удобными, экономически это целесообразно.

А нарастания дедолларизации можно ожидать, если одновременно будет усиливаться роль региональных валют, в том числе и юаня.


Добавить комментарий

Это интересно: