
Вхождение кредитов в курс нацвалюты
Из-за резко ослабшего в апреле рубля значительно выросла средняя сумма кредита на покупку потребтоваров. Она демонстрировала стабильный рост с начала года, но в апреле увеличение составило порядка 30% (209,1 тыс. руб.). Пережив последние кризисы, граждане стали более спокойно относиться к валютным колебаниям, не пытаясь получить прибыль на курсовой разнице. Но из собственного опыта они поняли, что слабый рубль ведет к росту цен на импорт, в том числе бытовую технику и электронику, а снижение, даже при изменении валютного курса, вряд ли возможно.
Как следует ид данных Национального бюро кредитных историй, в прошлом месяце произошло резкое увеличение среднего размера кредитов на покупку потребтоваров. Как сказал генеральный директор НБКИ Александр Викулин, в основном, рост в сегменте связан не столько с наращиванием количества кредитов, сколько с увеличением их среднего размера.
Как сказал генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин, в целом по тому, как растет средний размер кредита, можно судить о том, как реализуется отложенный спрос. В течение нескольких лет люди отказывались от крупных покупок и старались не брать в долг, приготовившись к ухудшению экономического положения, но сейчас ситуацию можно назвать более менее стабильной, и люди понемногу снова начинают чувствовать аппетит к тратам. Но нельзя не признать, что апрельский скачок мог привести к резкому ослаблению рубля.
Действительно, доллар взлетел на новостях о том, что США внесли в санкционный список бизнесменов Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга вместе с их компаниями.
По словам аналитика ИК "Алор брокер" Алексея Антонова, внимания заслуживает и более спокойная реакция граждан на колебания валют и отсутствие попыток заработать на курсовой разнице через покупку валюты. Уроки кризисов оказались прекрасно усвоенными людьми: насколько бы не ослаб рубль, в перспективе это ведет к значительному росту цен на импорт, в том числе бытовую технику и электронику, чаще всего приобретаемые в кредит. При дорожающем долларе потребители купили откладываемые раньше товары, ведь, как правило, после отскока валюты цены не снижаются. Возрос интерес граждан и на фоне многочисленных рассрочек, предоставляемых банками.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, то, что вырос средний размер потребкредита на фоне снижения курса нацвалюты можно назвать своего рода иллюстрацией желания домохозяйств приобрести бытовые товары и приступить к их использованию уже сейчас, не ожидая окончания остатков импортного товара, закупленного по прежней, более низкой цене. Люди уже понимают этот механизм, правда, это не гарантирует их разумного финансового поведения.
Банкиры преимущественно подтверждают, что средняя сумма кредитов на покупку потребтоваров в апреле выросла. По словам директора департамента потребкредитования в точках продаж Русфинанс банка Александра Воронина, если иметь ввиду товарные сегменты, то в кухнях зафиксирован аномальный для этого времени года 14%-й рост чека.
В данном случае высокая сумма кредита здесь связана с тем, что в некоторых торговых сетях выросли отпускные цены, в частности, на встроенную бытовую технику. Как сказал управляющий директор Бинбанка Дмитрий Гузнер, объемы потребкредитования в целом демонстрируют 10%-й рост.
В «Русском стандарте» добавили, что средняя сумма кредитов на покупку товаров выросла в том числе из-за того, что банки приступили к более активной работе с «технологичными ритейлерами». Какое-то время отношение банков к кредитованию, например, покупки мобильных телефонов, было сдержанным, если не сказать, опасливым, но сейчас наблюдается их возврат и в этот сегмент. Выходят новые и более дорогие модели смартфонов, и это тоже ведет к росту среднего чека.














